Прослушать синтезированную речь:
Образование детей с ОВЗ
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ "ВСОШ №2" рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
На 1 сентября 2022 года детей ОВЗ в школе 7 человека, из них детей-инвалидов: 4 человека.
Диагноз:
• ЛУО – 2 человека;
• Иные заболевания – 5 человека.
От сложности заболевания (дефекта) ребенку с ОВЗ определяется форма обучения - очная у 7 обучающихся.
Статус у 100% обучающихся – родительский.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса обучения и позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально доступном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
Согласно действующей модели коррекционно-развивающей системы в нашем образовательном учреждении, слаженной работе коллег, создании и реализации их авторских программ удаётся своевременно и качественно помочь обучающимся с особыми образовательными потребностями развить уверенность в своих возможностях, а главное достичь им хороших результатов в разных областях. Это не только важно для нас, но и для дальнейшего личностного роста ребёнка, который в результате проведенных мероприятий проявил свою одаренность (ребята участвуют во всевозможных мероприятиях, принимают участие в конкурсах, становятся конкурентоспособными на равнее со здоровыми школьниками).
- технические средства обучения коллективного и индивидуального
пользования;
- доступная среда обучения (обеспечение доступа в здания учреждения и др.);
- психолого-педагогическое сопровождение.
Нормативно-
С 1 сентября 2016 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее-ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ определяет адаптированная основная образовательная программа (далее-АООП)
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и Конвенции ООНо правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтвердила психологомедико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) и которые препятствуют получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). (далее - дети с ОВЗ).Специалисты ПМПК обследуют ребенка в возрасте от 0 до 18 лет и выдают родителю (законному представителю) заключение. Этот документ содержит описание состояния высших психических функций ребенка – речи, мышления, восприятия, воображения, памяти. Заключение включает рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения. Родители ребенка добровольно решают, предоставлять или нет заключение ПМПК в образовательные организации.
Обучающиеся с ОВЗ – это дети:
– с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
– нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
– тяжелыми нарушениями речи;
– нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– задержкой психического развития;
– расстройствами аутистического спектра;
– со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
– с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Некоторые дети могут иметь справку об инвалидности и заключение ПМПК – глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д. Статус инвалида гражданам РФ присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95).
Нормативно-
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ от 24.08.2015 № 553 «Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ от 24.08.2015 № 554 Об организации деятельности психолого-медико-педагогической службы комитета образования администрации Волосовского муниципального района
Нормативно-
Как получить заключение ПМПК
Родители (законные представители) решают, проходить или не проходить ПМПК, чтобы выявить особенности физического или психического развития, а также отклонения в поведении ребенка. ПМПК обследует подростка, которому исполнилось 15 лет, только с его согласия. Родители (законные представители) ребенка предъявляют в территориальную или центральную ПМПК:
– заявление о проведении или согласии на проведение обследования ребенка в комиссии;
– копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (и предъявляют оригинал или заверенную копию);
– направление ОО или другой организации, в т. ч. медицинской (при наличии);
– заключение психолого-медико-педагогического консилиума или специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения ОО (при наличии);
– характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии);
– письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка
– заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
– подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации).
Что обязательно должны знать родители о заключении ПМПК
Заключение ПМПК носит для родителей рекомендательный характер (п. 23 Положения о ПМПК). Заключение ПМПК содержит выводы о наличии, либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении. Такие сведения являются персональными данными детей (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»). Никто не имеет права передавать третьим лицам информацию из заключения ПМПК без письменного согласия родителей ребенка (п. 8 Положения о ПМПК). Если родители предоставили в ОО заключение ПМПК о наличии отклонений в развитии и необходимости специальных условий для образования, школа обязана такие условия создать. Заключение ПМПК действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново (п. 23 Положения о ПМПК). Минимальный срок, на который ПМПК может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий, определяют члены ПМПК. Срок варьируется от 3–6 месяцев до 1 года. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня образования. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы. Если ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных образовательных условий, необходимо повторное посещение ПМПК (для уточнения или новых рекомендаций согласно уровню образования).
Ссылка на официальный сайт территориального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ТПМПК:
- https://volosovopmps.nubex.ru/
Центр Дистанционного Образования Ленинградской области
Ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов Ленинградской области
Контактная информация
Адрес: 197136, Санкт-Петербург, Чкаловский проспект, дом 25а
E-mail: tatviktsemenovado@i-dist.ru
Куратор от управления образования: Глевицкая Елена Ивановна
Руководитель ЦДО: Семенова Татьяна Викторовна
Северо-Западный федеральный округ,
Среднее специальное образование
ГБОУ НПО КО Профессиональный лицей № 21 г. Полесск
- каменщик - бетонщик (мастер общестроительных работ) срок обучения 1-2 года;
- мастер сухого строительства (маляр - штукатур)- срок обучения 1 - 2 года;
- обувщик (мастер по ремонту обуви)- срок обучения 1 - 2 года;
- садовник - цветовод (рабочий зелёного хозяйства) -срок обучения 1 - 2 года.
Санкт-Петербургское профессиональное училище № 80
Принимаются люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Обучение ведется по специальностям:
- слесарь по ремонту и техническому обслуживанию автомашин,
- столяр,
- пекарь,
- портной (закройщик).
Срок обучения: 2 года с обязательным обучением в вечерней средней школе.
Дополнительная информация: иногородние обучаются на платной основе. Общежитие не предоставляется.
Адрес: 194352, г. Санкт-Петербург, Придорожная аллея, 7. Телефоны: (812) 597-94-41, (812) 597-26-97 (приемная комиссия).
Санкт-Петербургский учебный комплекс для инвалидов
Начальное профессиональное образование:
- портной мужской верхней одежды, портной женской легкой одежды, закройщик, швея, обувщик по ремонту обуви, вышивальщица, переплетчик, изготовитель художественных изделий из лозы, машинистка, оператор ЭВМ, швея (специализация: русское лоскутное шитье).
Среднее профессиональное образование:
- технология машиностроения (технолог), экономика, бухгалтерский учет и контроль (бухгалтер).
Форма обучения: очная.
Платное курсовое обучение: вязальщица, швея, машинистка. Срок обучения: 13 недель. Форма обучения: очная.
Дополнительная информация: общежитие не предоставляется.
Адрес: 192007, г. Санкт-Петербург, ул. Расстанная, 20. Телефон: (812) 166-28-77.
Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха
Обучение по специальностям:
- дизайн (изобразительное и декоративно-прикладное искусство),
- социальная педагогика (квалификация: социальный педагог, воспитатель),
- организация сурдокоммуникации (квалификация: сурдопереводчик),
- право и организация социального обеспечения.
Дополнительная информация: иногородним предоставляется общежитие. По некоторым специальностям возможно заочное обучение.
Адрес: 196620, г. Санкт-Петербург, Павловск, ул. Березовая, 18. Телефон/факс: (812) 470-64-13 (директор).
Осуществляет обучение по специальностям: лабораторная диагностика; коммерция; оператор ЭВМ; агент; художник росписи по дереву; изготовитель художественных изделий из керамики; портной.