Теоретическая интерпретация опыта
Актуальность проблемы
Результаты российских школьников в исследованиях PISA – 2000 и PISA – 2003 демонстрируют относительную успешность в лёгких заданиях и резкий провал на трудных заданиях. Следовательно, отечественная школа в целом удовлетворительно обеспечивает репродуктивный уровень мышления и деятельности, но не обеспечивает становления более сложных уровней развития, востребованных в современном обществе.
Выявленные проблемы в работе с текстом.
1.Российские школьники неплохо понимают общее содержание художественного текста, но затрудняются при необходимости дать точный ответ по поводу точной информации в тексте.
2.Затруднения возникают при работе с составными текстами, если понимание информации предполагает сопоставление, сравнение, соединение фрагментов.
3.В заданиях, требующих перехода от общего содержания к деталям и наоборот, - результаты невысоки. Это означает, что различные типы чтения (просмотровое, изучающее, ознакомительное, поисковое) у школьников не сформированы.
4.Отсутствие опыта регулярной работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами. (Оценка качества школьного образования. Анализ результатов международных исследований PISA.– М., 2007, с.50-55)
Грамотность чтения (полное понимание текста) включает такие аспекты:
- общую ориентацию в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- выявление информации;
- развитие интерпретации;
- рефлексию содержания текста;
- рефлексию формы текста.
Российская Федерация по грамотности чтения оказалась в 2003 году на 32-34 месте из 40. Таким образом, в российской школе существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения: способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии текстов, использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. Сам процесс обучения в отечественной школе недостаточно практико-ориентирован, как бы отгорожен от реалий окружающей жизни. (Оценка качества школьного образования. Анализ результатов международных исследований PISA.– М., 2007, с. 69-70)
Важнейшее направление деятельности российской школы – охрана здоровья детей, профилактика детских заболеваний, поскольку лишь здоровые дети в состоянии усвоить знания и овладеть компетенциями. Однако известный учёный В.Базарный утверждает, что в нашей стране сейчас наблюдаются вялотекущая возрастающая эпидемия увядания, дегенерация и распад телесных, энергетических и психических потенциалов. Речь идёт о видовой биопсихической драме: происходит эволюционное вырождение человечества. (Базарный В. Деструктивное влияние современной школы на духовную сферу общества. – Школьные технологии, 2004, №2, с. 21-29). Продолжается снижение интеллектуального развития детей.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость принятия неотложных мер. Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья: физической – управление движением; физиологической – управление процессами в теле; психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием; интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями. (Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М., 2005, с. 3-9). Установка на здоровьесбережение присуща новому гуманистическому типу образования (личностно – ориентированному). Одним из важнейших результатов отношения к человеку как к субъекту является создание здоровьесберегающей среды. (Юнина Ю. Технологии качественного обучения в школе. – М., 2007, с. 7-26).
Сущность опыта
Сущность данного опыта заключается в создании системы обучения разным видам чтения с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в 7-9 классах.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается:
- в творческом осмыслении теории данного вопроса;
- в разработке программы «Обучение разным видам чтения на уроках русского языка и литературы в 7-9 классах»;
- в составлении тематического планирования уроков в 7-9 классах;
- в разработке системы диагностики;
- в наработке дидактических материалов;
- в творческом применении методов и приёмов здоровьесберегающих технологий;
- в создании мультимедийных презентаций.
|